Микрофоны
Руководство по выбору микрофона
На сегодняшний день в мире существует огромное множество моделей микрофонов. Несмотря на расхожее мнение, что цена микрофона напрямую связана с его качеством, в последнее время на рынке стали появляться сравнительно недорогие модели с очень хорошими техническими характеристиками. Многие из этих моделей по возможностям не уступают дорогим моделям.
Содержание
Назначение.
Изучаем спецификацию
- Диаграммы направленности
- Переключаемые микрофоны
- Частотный отклик
- Чувствительность и характеристики SPL
- Кривая чувствительности
- Эффект приближения
- О чем нельзя узнать из спецификации
Типы микрофонов и сферы их применения
- Динамические микрофоны
- Ленточные микрофоны
- Специализированные динамические микрофоны
- Барабанные микрофоны
- Микрофоны для духовых инструментов
- Микрофоны для гармоники
- Конденсаторные микрофоны
- Переключатели среза низких частот и чувствительности
- Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой
- Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией
- Конденсаторные микрофоны с двумя диафрагмами
- О чем нельзя узнать из спецификации
- Ламповые конденсаторные микрофоны
- Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой
- Микрофоны-пушки
- Микрофон граничного слоя
Заключение
Назначение
Важно выбрать микрофон, подходящий под ваши нужды. Вам нужен микрофон для вокала или для инструмента? Для использования на выступлениях или записи? Или, возможно, вам требуется и то и другое. Существует огромное количество моделей микрофонов, предназначенных для записи в студии или использования на сцене. Например, Shure SM57 - это микрофон для записи и выступлений.
Необходимо выбирать микрофон, исходя из среды его использования и подключаемого оборудования. Бессмысленно тратить бешеные деньги на студийный микрофон Neumann, если вам нужен микрофон для записи в домашних условиях, в комнате, где акустика, мягко говоря, не идеальна. В этом случае берите недорогой и менее чувствительный микрофон. С другой стороны, даже в студийных условиях работа самых лучших микрофонов сильно зависит от подключенного предусилителя. И если у вас нет высококачественных предусилителей, хорошие микрофоны не будут работать на все 100%.
Изучаем характеристики
Изучение и понимание характеристик и терминологии поможет при дальнейшем выборе требуемого микрофона. Ниже приведены основные характеристики и термины, встречающиеся в описаниях микрофонов.
Диаграмма направленности
Диаграмма направленности описывает форму поля чувствительности микрофона или направлений получения или игнорирования звуков. Всенаправленный микрофон принимает звуки, поступающие со всех сторон. Двунаправленный микрофон чувствителен ко звукам, поступающих со сторон "восток" и "запад" и не чувствителен ко звукам, поступающих со сторон "север" и "юг". Однонаправленный микрофон в основном принимает звуки только с одной стороны.
Однонаправленные микрофоны являются самыми распространенными и представлены тремя конфигурациями: кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные. Все три конфигурации игнорируют звуки, идущие сзади по оси и вне ее или боковые звуки. Форма кардиоидной диаграммы похожа на сердце (что следует из названия), что делает микрофон чувствительным ко звукам, поступающим с передней и боковой стороны микрофона и нечувствительным ко звукам, поступающим с противоположной стороны. Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой более чувствительны к звукам, поступающим сзади и менее чувствительны к боковым. Гиперкардиоидные микрофоны принимают больше звуков, поступающих сзади (направление 180 градусов) и менее чувствительны ко звукам, поступающим по направлениям 90 и 270 градусов.
Данные конфигурации будут полезны при использовании микрофона в шумных средах, как например, концерты, малые выстепления группы и т.п. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны не чувствительны ни к чему кроме голоса исполнителя, поэтому звук не становится "грязным" и неразборчивым.
Переключаемые микрофоны
Некоторые конденсаторные микрофоны обладают функцией переключения. Они могут менять свою диаграмму направленности, от однонаправленной до кардиоидной и т.п., при помощи переключателя или сменных капсулей. Эта функция делает микрофон более гибким в плане восприятия звуков.
Частотный отклик
Так называется диапазон частот, на который микрофон будет реагировать, например от 80Гц до 15кГц. Последний является приличным откликом для имкрофона. Для барабанных микрофонов (малые барабаны и том-томы) частотный отклик должен начинаться в районе 50Гц, для бас-барабана - 30-40Гц.
Чувствительность и характеристики SPL
Чувствительность, как параметр спецификации, показывает насколько тихий звук может воспринимать микрофон. Неспециалистам важно знать, что чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон.
SPL означает уровень звукового давления и измеряется в дБ. Этот параметр означает максимально возможную величину звукового давления, воспринимаемого микрофоном, т.о. противоположен чувствительности. Важный параметр в случаях, если микрофон будет использоваться с громкими инструментами, например барабанами. Средняя величина SPL - 100 дБ, 130дБ - это уже высокий SPL.
Кривая чувствительности
Частотная характеристика показывает только диапазон охватываемых микрофоном частот. Термин "кривая чувствительности" отражает форму частотной характеристики. Характеристика описывает форму кривой, так как в начале и в конце графика значение по вертикальной оси равно нулю. Внутри характеристики на определенных частотах могут встречаться пики и спады, такие микрофоны более специализированы под конкретные задачи. Например, микрофон для вокала может иметь пик на средних частотах со сдвигом вверх, который делает голос более мягким и четким.
Эффект приближения
Эффект приближения не указывается в спецификациях, но является важной характеристикой, которая изредка упоминается в описаниях. Обычно конденсаторные микрофоны обладают большей величиной эффекта приближения, чем динамические. Эффект приближения заключается в том, что низкие частоты по мере приближения источника звука к микрофону становятся более отчетливыми. Желанный эффект для исполнителей, которые "работают на микрофон". Звукотехники выбирают микрофоны с сильным эффектом приближения для выделения басов при записи инструментов.
О чем нельзя узнать из спецификации
Изучайте не только спецификацию, но и такие характеристики микрофона как: устройство, типы используемых металлов, точность сборки - все может влиять на качество восприятия. Не секрет, что некоторые производители придумывают цифры в спецификациях, так что дорогой микрофон по техническим данным не будет отличаться от дешевого. Часто цена является главной характеристикой микрофона. Тестирование - лучший способ узнать разницу между очень хорошими микрофонами и не очень.
Типы микрофонов и сферы их применения
Большинство микрофонов делятся на две категории: динамические и конденсаторные. Динамические микрофоны, в отличие от конденсаторных, не требуют источника питания. Ниже описаны принципы их работы, рассмотрены различные типы и сферы применения.
Динамические микрофоны
Принцип работы: Динамические микрофоны содержат катушку индуктивности, соединенную с диафрагмой и помещенную в постоянное магнитное поле. Движение диафрагмы передается катушке, в результате чего на ней меняется напряжение.
Основные характеристики: Динамические микрофоны обладают простой конструкцией, высоким SPL, виброизоляцию для использования в руках и диаграмму направленности, игнорирующую неосевые звуки. Они предназначены для "живого" звука, вокала и инструментов, иногда для записи. Например, Shure SM57 был как студийным, так и сценическим микрофоном на протяжении многих лет. В целом, динамические микрофоны относительно доступны по цене, многие производители представляют линейки микрофонов эконом-класса.
Ленточные микрофоны - в отличие от других динамических микрофонов необычайно деликатные. Принцип их работы не отличается от принципа работы других динамических микрофонов, только вместо диафрагмы в них используется тонкая лента. Ленточные микрофоны используются, в основном, в студиях для записи вокала и широкого круга инструментов. Они смягчают звук и придают ему налет теплоты. Обладают высоким SPL и могут быть расположены очень близко от источника.
Специализированные динамические микрофоны - За последние годы многие компании стали выпускать динамические микрофоны, специализирующиеся под конкретный музыкальный инструмент. Ниже приведены несколько примеров:
- Барабанные микрофоны - Из-за того, что ударные установки производят множество разнообразных звуков, микрофоны подразделили на микрофоны для бас-барабана, малых и том томов, тарелочные. Частотная характеристика и другие свойства каждого из представленных типов подстроены для "своего" барабана. Барабанные микрофоны часто идут комплектами по 4-5 и больше. Такие комплекты недороги, удобны и содержат микрофоны для каждого барабана в установке
- Микрофоны для духовых инструментов - Данные микрофоны обычно небольшого размера, легкие, с частотной характеристикой, подстроенной для конкретного инструмента; обладают специальными держателями для крепления на раструбе или корпусе. Закрепленные на инструменте, эти микрофоны всегда соблюдают определенную дистанцию до источника звука, тем самым поддерживая четкое восприятие. Кроме того, они дают музыканту больше свободы в движениях.
- Микрофоны для гармоники - Используются музыкантами при игре на губной гармонике. Небольшие микрофоны с закругленным корпусом, которые можно держать в руках одновременной с гармоникой; их кристаллические элементы диафрагмы производят специальный, "деформированный" звук, высоко ценимый исполнителями блюза.
- Беспроводные микрофоны - тип микрофонов со встроенным передатчиком сигналов.
Конденсаторные микрофоны
Принцип работы: В данных микрофонах тонкая проводящая диафрагма расположена очень близко к металлической пластине, называемой задней пластиной, создавая таким образом конденсатор. На данный конденсатор подается небольшое напряжение от источника фантомного питания или батареи. Под воздействием звуковых колебаний диафрагма начинает вибрировать, при вибрации расстояние между ней и задней пластиной изменяется, варьируя емкость конденсатора, в свою очередь это меняет выходное напряжение. Изменение выходного напряжения и есть выходной сигнал микрофона.
Основные характеристики: Источниками питания для конденсаторных микрофонов могут выступать: внутренний (встроенная батарея), внешний или источник фантомного питания микшера. Большинство современных микшеров обладают источником фантомного питания, но если вы используете модель старого образца, убедитесь, что в ней присутствует фантомное питание, требуемое микрофону.
Существует множество типов конденсаторных микрофонов, большинство из них используется для записи. Некоторые используются для работы с "живым" звуком, например запись выступления хора, игры на пианино, акустических инструментах и некоторых ударных инструментов. Часто конденсаторные микрофоны используются с тарелками ударной установки. Ниже представлены основные типы конденсаторных микрофонов:
Переключатели среза низких частот и чувствительности - данные элементы управления встречаются у многих конденсаторных микрофонов и помогают настроить микрофон под требуемые условия. Переключатель среза низких частот - изменяет частотную характеристику, обычно в начале диапазона (область НЧ) путем среза или уменьшения уровней всех частот ниже уровня. Используется для уменьшения числа принимаемых низких частот и увеличения эффективности усилителя. Многие усилители плохо воспроизводят низкие частоты, тем не менее, они стараются изо всех сил. Срез басов не пропускает на вход усилителя частоты, которые находятся за пределами обрабатываемого диапазона. В процессе звукозаписи срез делает звук чище. Переключатели чувствительности изменяют чувствительность или уровень громкости микрофона таким образом, чтобы источник громкого звука не перегружал микрофон.
Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой - это большие студийные микрофоны, предназначенные для записи, с диафрагмой диаметром 1,9-2,5см. Обычно данные микрофоны очень чувствительны, требуют внешний источник питания и подвешиваются на потолок или держатель. Из-за большого размера и типа крепежа, данные микрофоны не подходят для записи барабанных установок (положение микрофона критично), зато идеальны для записи вокала и многих других инструментов. Позиционируются как универсальные студийные микрофоны; лучшие модели необычайно дороги. В последнее время стали выпускаться относительно недорогие модели - тот же дизайн, а качество неотличимо глазами непрофессионала.
Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией – еще один тип больших конденсаторных микрофонов. Обычно обладают широкой, плоской пластиной, расположенной над горизонтально закрепленной (под углом 90 градусов к оси микрофона) диафрагмой. При установке микрофона вертикально, исполнитель поет как бы в боковую сторону микрофона, откуда и пошло названии микрофона.
Конденсаторные микрофоны с двойной диафрагмой - обычно это конденсаторные микрофоны с боковой адресацией и двумя разнонаправленными диафрагмами. Эффективно используются при записи дуэтов, больших групп или звукового окружения небольшого помещения. Микрофоны с двумя диафрагмами упрощают процесс записи двух источников звука: вместо двух микрофонов, требуется всего один.
Ламповые конденсаторные микрофоны - старинные микрофоны, использовавшиеся в студиях звукозаписи, теле и радиостудиях несколько десятилетий назад. Из-за их свойства придавать записанному материалу особое звучание - как усилитель гитары "раскрашивает" исходный звук - данные микрофоны выпускаются и в наши дни. Этим микрофонам требуется специализированные источники питания, и благодаря ему и лампам звук приобретает свои "особые" свойства.
Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой - микрофоны с диафрагмой 1,2 см и меньше, использующиеся для записи и иногда "вживую". Они отличаются улучшенным восприятием высоких частот, а также источников звука с быстрой переменой громкости или внезапной атакой. Также применяются в качестве микрофонов для тарелок барабанной установки. Как и остальные конденсаторные микрофоны, они требуют фантомного питания или батареи.
Микрофоны-пушки - конденсаторные микрофоны с учень узкой и длинной диаграммой направленности. Часто используются при теле, радиовещании, например спортивных мероприятий, из-за их способности принимать определенные сигналы с дальнего расстояния.
Микрофон граничного слоя - данные микрофоны довольно универсальны в использовании: на подиумах, конференциях, в студии. Обычно располагаются на плоской поверхности: на полу, потолке, стене - это помогает в восприятии. Подходят для стереозаписи и для записи групповых выступлений.
Заключение
Пожалуй, самое полезное при выборе микрофона - старый добрый метод исследования. Расспросите знакомых, друзей. Прочитайте пользовательские отзывы на www.muzonshop.ru или любые профессиональные обзоры. Эти источники информации помогут вам сделать правильный выбор.