Лучшие бренды для исключительных музыкантов
+7 495 973-90-70

Оборудование для звукозаписи

Оборудование для звукозаписи (Полная версия)

Содержание

Запись  композиций
Выбираем звукозаписывающую аппаратуру
Микрофоны
Мониторы
Наушники
Звуковые процессоры и эффекты
Нужные вещи
Словарь терминов

Итак, вы ищете комплект звукозаписывающей аппаратуры или какую-либо его часть, но никак не можете выбрать? В этом небольшом обзоре вы получите основную информацию об оборудовании для записи, изучите терминологию и сможете сами сделать выбор. Выбрать аппаратуру легко - надо просто определить для себя какого рода проектами вы хотите заняться, а затем подобрать оборудование в соответствии с требованиями.

В этой статье мы подробно ознакомим вас с устройствами, которые пригодятся любому музыканту, интересующемуся звукозаписью. Первое, что вам нужно - это, разумеется, устройство для непосредственной записи музыки. Еще вам понадобится устройство для воспроизведения записанной композиции, для прослушивания и анализа. Ну и третье - записанную музыку надо как-то распространять.

На нашем сайте вы сможете найти множество книг и видеокурсов, содержащих различного рода информацию о процессе звукозаписи,  от основ до профессиональных хитростей. Также вы можете найти полезными советы и статьи, написанные профессиональными музыкантами.

Что и как вы планируете записывать?

Давайте сначала развеем миф о том, что оборудование для записи нужно подбирать в зависимости от жанра музыки, в котором вы играете. Держите в уме этот тезис и подумайте вот над чем: какое оборудование, и какие характеристики вам нужны, исходя из типа записи

1. Запись сольных композиций или дуэтов.

Если вы работаете над небольшим сольным проектом или дуэтом, вам может пригодиться следующий комплект. Будь у вас звукозаписывающая система на ПК или многоканальное устройство для записи, вам однозначно понадобится возможность синхронной записи 2-4 каналов, как минимум 1 микрофон, наушники и/или студийные мониторы для воспроизведения и сведения записей, а также надежные кабели и разъемы ввода/вывода для подключения аппаратуры, одна или пара микрофонных стоек. Вам понадобится много входных разъемов для микрофона или гитары и других инструментов, синтезатора или сэмплера. Несмотря на наличие встроенных эффектов у вашей системы, вам может понадобиться внешний звуковой процессор. Также может пригодиться дополнительное оборудование, как например директ-бокс.

2. Запись групп.

Для создания демо-записи группы вам понадобится: возможность одновременной записи 4-16 каналов, разъем входа/выхода MIDI, набор микрофонов, студийные мониторы и наушники для воспроизведения и сведения, достаточное количество необходимых кабелей и разъемов под них, несколько микрофонных стоек, специализированный микрофонный предусилитель, аудио компрессор (1 или 2) для вокала, сольных инструментов, особенно акустических. Этого должно быть достаточно для записи целой группы, правда, комплектации может варьироваться исходя из того, сколько микрофонов и инструментов задействовано. Вам может понадобиться микшер на 12 каналов и или больше и 2 шины, в зависимости от разъемов и возможностей микширования аудиоинтерфейса или записывающей аппаратуры. Для увеличения возможностей обработки сигнала пригодится специализированное ПО или внешний звуковой процессор, лучше два. Также может вам может понадобиться: директ-боксы, поп-фильтры, акустическая пена, стойки и подставки для мониторов и другие аксессуары.

3. Запись больших проектов.

Если у вас есть на примете помещение, оборудованное для звукозаписи, и вы работаете над большими проектами высокого уровня, вам необходима цифровая звуковая рабочая станция (ЦЗРС), отдельная или подключаемая к компьютеру, которая может записывать от 16 каналов одновременно. Профессиональные звукозаписывающие студии должны включать несколько пар мониторов и огромный выбор наушников. Также необходимы самые разные микрофоны, от простых динамических до ленточных и конденсаторных для записи всех возможных инструментов. Будет полезен целый набор звуковых процессоров, таких как микрофонные предусилители, компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, каналы записи и эффект-процессоры. Высококачественный микшер с 24 каналами и больше и, как минимум, с 4 или больше шинами и групповыми секциями в дополнение к основным лишним не будет.  Правильное использование акустической пены поможет избежать ненужного эха или резонансных эффектов внутри студии, тем самым "очищая" запись от шума. Также может вам могут понадобиться такие аксессуары как: стойки и подставки для мониторов, изолирующие прокладки для мониторов, многоканальные усилители для наушников, директ-боксы, поп-фильтры, звукоизолирующие пластины и  др.

Выбираем звукозаписывающую аппаратуру

Основные характеристики - Обратите внимание на количество дорожек; аудио, MIDI,  физических и виртуальных, т.е. сколько дорожек вы сможете записывать и проигрывать одновременно. Практически все современные многоканальные устройства позволяют редактировать и сводить музыку.

Входы/выходы - Количество и тип разъемов входов/выходов также является важной характеристикой:  Балансные, небалансные, с фантомным питанием, XLR, 1/4 дюйма, TRS, MIDI, Hi-Z, объемный звук, RCA, S/PDIF, word clock, ADAT и AES/EBU для подключения системы и USB, а также FireWire для подключения к компьютеру.

Качество звука - Проверьте спецификацию по битрейту, частоте дискретизации у АЦП (аналого-цифровой преобразователь). В общем, чем больше значение этих характеристик, тем выше качество звука при стандартных 16-бит/44.1кГц для CD. Высокие значения частоты дискретизации дают большие амплитудный и высокочастотный отклики при цифровой записи, а это важные параметры для студийной записи.

Элементы управления - Проверьте микшерную панель, типы и качество расположенных на ней элементов управления, таких как: фэйдеры,  регуляторы, ручки, эквалайзер,  и посылы. Если микшерная панель отсутствует, купите ее.

Устройство хранения информации - Мультитрекеры записывают всю информацию на встроенную флеш-память или жесткий диск, у некоторых есть возможность подключения внешнего устройства или замены оригинального диска на больший. Имейте ввиду, что аудиофайлы мультитрекера занимают много места.

Дополнительные устройства - Вот пример дополнительных устройств, которые могут облегчить процесс записи: внутренний MIDI-секвенсер и звуковой модуль, встроенный эффект-процессор, отдельная секция мастеринга и устройство для записи CD/DVD дисков. Не спешите с выбором, посмотрите удобно ли вам их расположение.

Выбираем компьютерный аудиоинтерфейс.

Основные характеристики - Самое главное, на что нужно обратить внимание при выборе аудиоинтерфейса - подходит ли ваш компьютер под его системные требования. Проверьте две вещи: как он подключается к компьютеру и системные требования. Основными протоколами подключения являются: PCI, USB, FireWire, и PCMCIA или PC Card. Просмотрите требования к памяти, процессору, типу соединения и удостоверьтесь, что ваш компьютер подходит.

Входы/выходы - Количество и тип разъемов аудио входов/выходов также являются важной характеристикой: Балансные, небалансные, с фантомным питанием, XLR, 1/4 дюйма, TRS, MIDI, Hi-Z, объемный звук, RCA, S/PDIF, word clock, ADAT и AES/EBU. Обратите внимание на количество одновременно записываемых и проигрываемых аудио каналов.

Элементы управления - Некоторые компьютерные интерфейсы включают аппаратные элементы управления, некоторые - программные, есть и с теми и другими. Также часто в комплект включается микшерное ПО для маршрутизации входов/выходов и регуляторов уровней.

Качество звука - Проверьте спецификацию по битрейту, частоте дискретизации у АЦП (аналого-цифровой преобразователь). В общем, чем больше значение этих характеристик, тем выше качество звука при стандартных 16-бит/44.1кГц для CD. Высокие значения частоты дискретизации дают большие амплитудный и высокочастотный отклики при цифровой записи, а это важные параметры для студийной записи.

Временная задержка - Все компьютерные аудио интерфейсы обладают задержкой, но у качественных моделей она еле заметна. Большинство лучших интерфейсов дают возможность измерять и управлять величиной задержки. Некоторые позволяют вести мониторинг сигнала. Интерфейсы со слишком большой задержкой делают практически невозможным такие операции как: мониторинг в реальном времени и сведение. "Медленный" компьютер будет только увеличивать задержку.

Программное обеспечение - Почти все производители прилагают ПО к своим интерфейсам для трекинга и секвенсинга, добавления эффектов или виртуальных инструментов - все это поможет создавать различные композиции на вашем компьютере. Убедитесь, что компьютер удовлетворяет системным требованиям ПО, так как именно на нем будет производиться львиная доля всей работы. Необходимый минимум ПО: приложение для записи, редактирования и микширования треков. Некоторое ПО предлагают стандартные возможности мультитрекеров, другие используют "петлевую" систему, есть такие, которые используют и то и другое. Функции создания эффектов и виртуальных инструментов заменяют использование аналогичных устройств.

Выбираем микрофоны

Для того, чтобы звук попал в звукозаписывающую аппаратуру, вам понадобится как минимум один хороший микрофон. Основные типы микрофонов: конденсаторные, динамические и ленточные. Каждый тип обладает собственными звуковыми характеристиками и используется для различных ситуаций. Для получения полных сведений, прочитайте руководство по выбору микрофонов.

Выбираем мониторы

Основные характеристики - Студийные мониторы жизненно необходимы для получения качественных записей. Звуки записываются, сводятся один с другим, смешиваются, редактируются и т.п., а мониторы, в свою очередь, предоставляют полную картину о процессе; они - ваша первая линия обороны в борьбе с плохой записью. Большинство используемых сегодня мониторов - это мониторы ближней зоны. При выборе монитора обратите внимание на такие характеристики, как частотный отклик и коэффициент нелинейных искажений (КНИ), так как по ним определяется точность прибора. Размер твиттера и вуфера также влияет на то, как точно динамик воспроизводит аудио, так как мембраны большего диаметра передают низкие частоты более естественно. Если вы записываете бит или бас-музыку, или саундтрек к фильму или телепередаче, сабвуфер или другая аппаратура для объемного звучания будут очень полезны при мониторинге расширенных нижних частот, плюс они обладают дополнительными каналами.

Входы/выходы - Для соединений мониторы обычно используют разъемы 1/4 дюйма, XLR, RCA и S/PDIF. У некоторых присутствуют только небалансные или балансные входы/выходы или и те, и другие.

Активные/пассивные - Активные мониторы  обладают собственным усилителем мощности и встроенными элементами управления, часто встречаются тип Bi-Amp. Преимуществом работы мониторов Bi-Amp является наличие двух усилителей - мощности и сигнала, так что нет необходимости в приобретении оных отдельно. Би-усиление позволяет каждому динамику (вуферу и твиттеру) работать в своих частотных диапазонах для корректного воспроизведения. Пассивные мониторы используют отдельный, внешний усилитель мощности, что делает более гибким процесс выбора компонентов и настройку звуковой системы. Пассивные мониторы обычно обладают высококачественным кроссовером для идеально точного разделения высоких и низких частот.

Дополнительные функции - К расширенным возможностям мониторов относятся: элементы управления эквалайзером, функции компенсации акустики помещения, управление балансом и фильтры.

Выбираем наушники

Основные характеристики - Наушники обычно используются для мониторинга во время трекинга и сведения, однако более дорогие и качественные модели могут быть использованы для практически чего угодно. При выборе наушников обратите внимание на такие характеристики, как частотный отклик и коэффициент нелинейных искажений (КНИ), так как по ним определяется точность устройства. Размер мембраны также влияет на то, как точно динамик воспроизводит аудио, так как мембраны большего диаметра передают низкие частоты более естественно.

Входы/Выходы - в наушниках используют разъемы либо 1/8 дюйма, либо стерео - 1/4 дюйма, и обычно поставляются с адаптером для подключения к любому из имеющихся.

Дополнительно - Некоторые наушники оснащены функциями подавления шума, встроенным эквалайзером, отсоединяемым кабелем или беспроводным соединением. Но ни одна из этих функций не является обязательной для записи.

Выбираем звуковые/эффект процессоры

Основные характеристики - Звуковые процессоры - это модули, которые могут производить от одного до нескольких тысяч различных эффектов. Определенные типы процессоров, такие как компрессоры, предусилители, эквалайзеры, шумоподавители и лимитеры служат для одной определенной цели и различаются лишь качеством и типом управления. Ревербераторы, дилэи, эксайтеры/энхансеры могут производить один эффект, но в различных вариациях. Мультиэфффект-процессоры производят множество различных эффектов, включая их вариации. Основным параметром выбора звукового процессора является тип производимого звука, подходит и нравится ли он вам.

Входы/Выходы - Большинство звуковых процессоров имеют разъемы 1/4 дюйма, TRS, XLR, а также RCA, S/PDIF, ADAT, word clock и  AES/EBU.

Аппаратные/Программные - Эффект-процессоры могут быть как аппаратными, так и программными. Аппаратные процессоры бывают настольными, стоечными, а также существуют так называемые "педалборды"; наиболее распространены стоечные. Программные процессоры могут быть установлены на вашем компьютере, как любое другое ПО, и использованы с вашей звукозаписывающей аппаратурой.

Качество звука - Проверьте спецификацию по битрейту, частоте дискретизации у АЦП (аналого-цифровой преобразователь). В общем, чем больше значение этих характеристик, тем выше качество звука при стандартных 16-бит/44.1кГц для CD. Высокие значения частоты дискретизации дают большие амплитудный и высокочастотный отклики при цифровой записи, а это важные параметры для студийной записи. Существуют таблицы с характеристиками для определенных частотных откликов и коэффициентов нелинейных искажений для некоторых звуковых процессоров, которые позволяют понять весь принцип обработки аудио.

Элементы управления - Проверьте насколько полное управление предлагает вам процессор. Это выражается не в количестве регуляторов, а в диапазоне параметра, охватываемого регулятором. Устройства, предоставляющие большие возможности управления, дают больше гибкости в обработке звука.

Выбираем дополнительные устройства

Некоторые доп. устройства иногда крайне нужны, но в большинстве просто делают процесс записи легче. Вам могут понадобиться стоки для мониторов, специальный стол, панель для разъемных соединений, акустическая пена, стабилизаторы или стойки для процессоров. Вам точно понадобятся кабели, стойки для микрофонов, носители информации и дополнительное устройство хранения информации для записанных треков.

Все необходимое оборудование вы можете приобрести на нашем сайте. У нас имеются в наличии: кассетные магнитофоны, многоканальные устройства записи, компьютерные аудиоинтерфейсы, комплектующие для компьютеров, необходимое программное обеспечение, микрофоны, предусилители, звуковые процессоры, микшеры, наушники, мониторы TASCAM, Fostex, Roland, Yamaha, Korg, Presonus, Digidesign, M-Audio, E-MU, MOTU, Behringer, Cakewalk, Alesis, Apple, Steinberg, Sony, BIAS, Event, JBL, Mackie, AKG, Shure, RøDE, MXL, Audio-Technica, TC Helicon, ART, Avalon, Lexicon, Universal Audio и Allen & Heath.

Также будет полезно прочитать профессиональные обзоры различных устройств, отзывы покупателей и другие статьи.

Словарь терминов

Разъем  1/4 дюйма - Также известен как телефонный разъем. Небалансное соединение для подключения коммутационных кабелей телефонного типа. Самое основное соединение для аудио.

Разъем 1/8 дюйма - Также известен как мини стерео. Параметры идентичны разъему 1/4 дюйма, разница лишь в диаметре (1/8 дюйма)

Объемный звук 5.1 - Смотри объемный звук

Объемный звук 7.1 - Смотри объемный звук

АЦП - Прибор, преобразующий аналоговый аудио сигнал в цифровой. Аббревиатура для аналого-цифрового преобразователя.

AAC or Advanced Audio Codec - Формат аудиофайла с меньшей потерей качества при кодировании, меньшим размером и меньшим диапазоном охватываемых частот, чем MP3.

AC-3 - формат кодирования аудио схожий с форматом Dolby Digital, воспроизводит эффект объемного звука на двух каналах.

Акустическая пена - Звукоизолирующий материал. Пена используется в студиях для изменения естественной акустики помещения для облегчения процесса записи. Также может быть использована для уменьшения уровня шума.

ADAT - аббревиатура для Alesis Digital Audio Tape. Изначально так называлось устройство компании Alesis, которое записывало 8 дорожек цифрового аудио сигнала на пленку SVHS, однако сейчас термин обозначает оптическое соединение, передающее одновременно 8 дорожек аудио. Используется оптический метод передачи данных называемый Light Pipe.

AES - Общество звукотехники (Audio Engineering Society)

AES/EBU - Интерфейс передачи цифровых аудиосигналов, разработанный AES и EBU в 80-х. Обычно используется подключение AES I типа: трёхпроводной, 110-омный двужильный кабель с разъёмом XLR.

AIFF - Формат аудио файлов (Audio Interchange File Format), стандарт операционных систем семейства MacOS для несжатого цифрового аудио.

Амплитуда - Величина, характеризующая силу аудио сигнала, измеряется в дБ.

Аналоговый - Форма воспроизведения аудио, в котором форма сигнала характеризуется изменением напряжения. Точность воспроизведения при этом зависит только от характеристик записывающей и проигрывающей аппаратуры.

Аналого-цифровой преобразователь - Прибор, преобразующий аналоговый аудио сигнал в цифровой. Также называется АЦП.

ASIO - Ввод/вывод потоковых аудиоданных (Audio Stream Input/Output). Протокол передачи данных, разработанный компанией Steinberg в качестве спецификации к аудио драйверу, предназначенному для операционных систем Windows и MacOS. ASIO обладает малой задержкой.

Назначить - Направить аудио сигнал на один или несколько каналов.

ATRAC - Алгоритм сжатия аудио (Adaptive Transform Acoustic Coding) Собственный формат компании Sony, разработанный для MiniDisk. ATRAC позволил уменьшить объем носителя информации для аудио в пять раз путем игнорирования сигнала, уровень которого был ниже порога чувствительности.

Атака - Часть ноты от начала волны  до ее максимального значения.

Аудиоинтерфейс - См. компьютерный аудио интерфейс.

Качество воспроизведения звука - общее качество аудио, обработанного любым устройством. Часто используется в качестве характеристики АЦП и других цифровых устройств.

Автоматическое микширование - Компьютеризированная система для микшерных пультов, хранящая настройки и все последовательности микширования.  Все настройки и последовательности можно отменить или изменить.

Вспомогательная шина(Aux Bus) - Специализированная шина для передачи аудио сигналов отдельно от основной шины. См. также шина.

Вспомогательный посыл (Aux Send) - Элемент управления на входном канале, который задает величину сигнала, посылаемого на вспомогательную шину.

Балансное соединение - Разъем с 2 изолированными проводниками, передающими сигнал в противофазе. Балансное подключение обеспечивает минимальную величину шума при передаче аудио в чувствительных к шуму средах, таких как студии звукозаписи и места с живой музыкой. Требует балансные входы/выходы и балансные кабели.

Система управления басами - Система кроссовера, разработанная для акустических систем со специализированным сабвуфером. Используется для систем с объемным звуком 5.1, записи/микширования.

Бас-ловушка - Акустическое устройство, поглощающее излишне громкие низкие частоты.

Би-усиление или Biamp - Практика использования отдельных усилителей мощности для передачи раздельных элементов в модуль воспроизведения. Часто их совмещают с активным усилением (усилитель встроен в динамик)

Битовая грубина - Число битов на один фрагмент аудио сигнала, получаемых при аналого-цифровом преобразовании. Измеряется в битах, возможны величины: 16, 24, 32, 48 бит и т.д.

Битрейт - Скорость прохождения битов информации. В цифровом аудио величина битрейта равна частоте дискретизации (измеряемой в кГц) умноженной на число битов фрагмента. Чем больше величина битрейта, тем выше качество цифрового аудио.

Пульт – Разг. для «микшерная панель».

Баунсинг/сведение - Практика смешения двух и более дорожек и записи полученного на неиспользуемую дорожку при многоканальной записи. Позволяет освободить/перезаписать исходные дорожки для получения большего пространства для записи.

Панель для разрывных соединений - Часть схемы, содержащая панель ввода/вывода компьютерного аудиоинтерфейса. Обычно присоединяется к компьютеру кабелем через звуковую карту, USB или FireWire.

Шина - Проводник, передающий аудио сигналы от одного и более источников к другим источникам. Обычно используется для перенаправления аудио сигналов на микшер.

CD - Аббревиатура для компакт-диска (Compact Disc). Носитель информации высокой плотности, обычно используемый для хранения завершенных композиций. Пятидюймовые диски могут вмещать до 74 минут аудио или до 650 Мб данных. Это совместная разработка компаний Sony и Philips. См. также CD-ROM, CDR или CD/RW.

CD Резак – Разг. для «устройство для записи данных на диски формата CD-R или CD-RW».

CD-привод - также называется CD-ROM, CDR привод , CD-RW привод. Устройство для чтения дисков формата CD. Устройство называют CD привод, когда оно подсоединяется к аудио системе, CD-ROM - к компьютеру. Привод, обладающий возможностью записи на CDR диски, называется CDR-привод. Привод, обладающий возможностью чтения/записи на диски, называется CD-RW привод.

CD-ROM - разновидность компакт-дисков для хранения информации. Пятидюймовые диски предназначены для распространения ПО и другой информации. См. также CD, CDR или CD/RW.

CDR - Краткое от CD-Recordable (с возможность записи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи CDR-привода. См. также CD, CD-ROM или CD/RW.

CD/RW - Краткое от CD-ReWritable (с возможностью перезаписи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи CD-RW привода. См. также CD, CD-ROM или CDR.

Канал - Линия передачи аудио, проходящая через микшер, набор процессоров, каналы записи или аудиоинтерфейс.

Канальная ячейка - См. канал записи

Хорус - Основная часть песни, которая повторяется несколько раз в течение одной композиции. Также специальный эффект, выражающийся в объединении сигнала с таким же, но с задержкой или отфильтрованным, для создания эффекта волны или мерцания.

Сырой - Необработанный. Также называется звук без шума, искажения и помех.

Чистый - Отчетливо слышимый звук. Ненагруженный, незаглушенный звук с достаточным количеством высоких, средних и низких частот.

Сжатие - Уменьшение динамического диапазона и коэффициента усиления компрессором. Сжатие можно применять для удаления неустойчивых сигналов, усиления звука, увеличения сустейна гитары, очищения вокала или выдвижения некоторых звуков на передний план путем увеличения общего уровня. См. также компрессор, компрессор данных.

Компрессор - Модуль, производящий сжатие аудио сигнала, обычно с элементами управления, позволяющими настроить как и насколько будет сжат оригинальный сигнал.

Компьютерный аудиоинтерфейс - Любой модуль, позволяющий передать данные в компьютер. Обычно так называют звуковые карты и разрывные панели, или совмещенные устройства.

Подключение к компьютеру - Возможность подключения устройства к компьютеру для цифровой передачи аудио.

Компьютерная запись - См. ЦЗРС. Система многоканальной записи, обычно приложение для ПК. В большинстве случаев обладает возможностью редактирования.

Сжатие данных - Схема кодирования, при которой уменьшается размер исходного файла. Наиболее популярными форматами являются: AAC, MP3, Quicktime, WMA и AIFF.

ЦЗРС - Аббревиатура для цифровой звуковой рабочей станции. Термин обычно относится к ПО для записи и редактирования аудио.

Дилэй - Звуковой процессор, который формирует задержку сигнала и имитирует чёткие затухающие повторы (эхо) с заданным интервалом времени. Также так называется интервал, в течение которого повторяется исходный сигнал. Дилэй или задержка является прародителем всех временных эффектов, таких как хорус и фленжер.

Директ-бокс - Устройство, предназначенное для буферизации или изоляции Hi-Z гитарных и басовых сигналов для того, чтобы напрямую,  без усиления поместить их в канал записи, микшер, устройство записи или компьютерный аудиоинтерфейс. Директ-боксы бывают активные и пассивные, с несколькими входами/выходами для присоединения нескольких инструментов одновременно.

ЦОС - цифровая обработка сигналов. Схема для цифровой обработки сигналов, оптимизированной для аудио. Данная схема проводит сверхбыстрые математические вычисления для анализа и редактирования аудио сигналов. ЦОС-схемы обеспечивают ЦЗРС дополнительными мощностями.

DVD - Аббревиатура для Digital Versatile Disc (цифровой многоцелевой диск), ранее известен как Digital Video Disc (цифровой видеодиск). Цифровой носитель информации высокой плотности, предназначенный для использования в компьютерах. видео и аудио аппаратуре. См. также DVD-ROM, DVD-R, DVD/RW.

DVD-ROM - разновидность компакт-дисков для хранения информации. Пятидюймовые диски предназначены для распространения ПО и другой информации. См. также DVD, DVD-R или DVD/RW.

DVD-R - Краткое от DVD-Recordable (с возможностью записи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи DVD-R привода. См. также DVD, DVD-ROM или DVD/RW.

DVD/RW - Краткое от DVD-ReWritable (с возможностью перезаписи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи DVD-RW привода. См. также DVD, DVD-ROM или DVD-R.

EBU - Европейский вещательный союз (European Broadcast Union).

Редактирование - организация, реорганизация, изменение или сборка записанного аудио.

Эффект-процессор - Программное приложение или устройство, предназначенное для модификации звуков и аудио сигнала путем добавления различных эффектов. Эффект-процессоры могут создавать один эффект, например задержку, или сразу целый ряд эффектов, таких как задержка, реверберация, хорус, фленжер, сжатие, эквалайзер, фильтрация и т.п.

Энхансер - Также известен как эксайтер. Звуковой процессор, использующий частотный анализ, сжатие, эквалайзер и различные фильтры для придания изюминки звуку. Часто используется для выдвижения определенных аспектов композиции на передний план, особенно во время мастеринга.

EQ - Краткое от эквалайзер. Обычно называют устройство, позволяющее управлять определенными частотами или набором частот в пределах обрабатываемого аудио сигнала. Может использоваться для придания "формы" звуку или удаления ненужных элементов из аудио сигнала.

Эксайтер - см. энхансер.

Фэйдер - Регулятор ползункового типа с функциями, схожими с функциями регуляторов вращающегося типа. Обеспечивает более плавное регулирование, точное управление и визуализацию величины регулируемого параметра.

Фильтр - Аудио устройство, уменьшающее подавляющее частоты вне заданного диапазона.

FireWire - Также известен как IEEE 1394. Высокоскоростной, стабильный протокол передачи данных для высокопроизводительной последовательной шины между цифровыми устройствами по стандартным соединительным проводам. Он также позволяет последовательное подключение устройств (до 63) на одну шину. FireWire может быть использован для подключения периферийных аудио устройств и компьютера. По FireWire можно передавать MIDI или аудио данные, при этом скорость передачи позволит не волноваться о задержках сигнала.  Существует два типа протокола: старый FireWire 400 и более быстрый FireWire 800. Скорость передачи данных в FireWire 400 - 400 Мбит/сек. Скорость передачи данных в FireWire 800 (IEEE 1394b) - 800 Мбит/сек.

Фленжер - Эффект, при котором сигнал копируется, разделяется на два независимых сигнала, затем один сигнал поступает на линию задержки и сводится со вторым для создания "летящего", пустого звука, сходного со звуком летящего самолёта.

Флеш-память - Тип внешнего носителя информации, который сохраняет информацию после отключения от источника питания. Флеш-память, как RAM и ROM (ОЗУ и ПЗУ) не имеет съемных частей, но обладает большой емкостью, как и жесткие диски.

Частотный диапазон - Набор частот, который подвергается отработке в звукозаписывающей аппаратуре. Обычно находится в пределах 20Гц-20кГц. Объединенный с коэффициентом нелинейных искажений дает представление о точности работы устройства.

Частотный отклик - Эта характеристика, как зависимость величины амплитуды выходного сигнала от частотного диапазона, также говорит о точности работы устройства. Характеристика (20Гц-20кГц ±3дБ) говорит о том, что у входного сигнала в диапазоне частот 20Гц-20кГц величина выходного сигнала будет в указанных пределах (±3дБ). По другим частотам, не входящим в заданный диапазон, амплитуда выходного сигнала может не входить в упомянутые пределы. Широкий и плоский частотный отклик дает более точное представление о качестве воспроизводимого аудио.

Жесткий диск - Основной носитель информации в современных компьютерах, обладающий функциями чтения, записи. редактирования и стабилизации. Внутренние жесткие диски подключаются через шины IDE, SCSI или SATA, внешние - через SCSI, FireWire или USB. Емкость жестких дисков обычно измеряется гигабайтами. При использовании с ЦЗРС проверьте характеристики функций записи/чтения/доступа, кэширования и уровня шума.

Наушники - Устройство с парными динамиками для ношения на голове для мониторинга аудио материалов. Наушники бывают закрытого, открытого и полуоткрытого типов. Наушники закрытого типа изолируют ухо от внешнего мира, идеальны для мониторинга во время записи и воспроизведения. Наушники открытого типа располагаются на наружном ухе, но не изолируют его от внешней среды и звукового окружения. Полуоткрытые наушники являются комбинацией открытого и закрытого типов. Они изолируют ухо, но обычно имеют полуоткрытые чашки, которые позволяют проигрываемому аудио более естественно смешиваться с акустикой внешней среды при довольно высоком уровне изоляции.

Hi-Z - Краткое от высокий импеданс (high impedance). Z - популярная аббревиатура для обозначения импеданса, hi - краткая версия слова high (высокий). Обычно термин встречается при обсуждении разъема 1/4 дюйма (разъем с высоким импедансом), величина колеблется от нескольких тысяч Ом и больше. Обычно разъемы с высоким импедансом используются в качество входов микшера, мультитрекера, компьютерного аудиоинтерфейса для гитары или баса.

I/O - Краткое обозначение входов/выходов (input/output).

IDE - Аббревиатура для параллельного интерфейса подключения накопителей (Integrated Drive Electronics). Данный стандарт соединения используется для подключения жестких дисков и других периферийный устройств. IDE отличается стабильной, надежной работой, сравнительно недорог.

IEEE - Аббревиатура для Института инженеров электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers) Произносится как "Ай-трипл-И".

Импеданс - Отношение сопротивления цепи к величине переменного тока, измеряется в Ом. Относительно аудио, импеданс классифицируется как высокий и низкий. Z - Краткое от импеданс.

Задержка - обычно так называют величину временной разницы между моментом поступления сигнала на аудиоинтерфейс и моментом воспроизведения сигнала после компьютерной обработки. MIDI устройства могут обладать задержкой между моментом посыла команды и воспроизведением. Жесткие диски могут обладать задержкой между началом исполнения команды на чтение/запись и последующим действием.

Light Pipe - еще одно название для оптического ADAT соединения или кабеля. См. ADAT.

Лимитер - Звуковой процессор, который управляет динамикой аудио сигнала. Лимитер устанавливает пороговое значение абсолютной величины амплитуды выходного сигнала и не пропускает сигналы, не удовлетворяющие заданному значению. Работает так же, как и компрессор.

Петлевая система - Термин, обычно применяемый к секвенсорам или многоканальному аудио ПО, принцип работы которых состоит в "петлевом" повторе звука или последовательности звуков снова и снова, вместо линейного трекинга аудио, как это делает стандартный мультитрекер. Обычно используется в качестве простого и быстрого способа построения ритмов для песен, повторения также используются для создания танцевальных треков, хип-хопа, экспериментальной электронной музыки и т.п.

Мастеринг - Процесс, в котором финальная версия записи микшируется и готовится для распространения. Он обычно включает в себя использование лимитирования, сжатия, эквалайзера, нормализации, стерео-расширителя и редактирования для достижения профессионального и согласованного аудио, используемого в современном оборудовании для радиостанций и т.п.

Регулятор - Устройство, дающее визуальное представление уровня аудио сигнала. Чем точнее регулятор, тем качественнее представление.

Микрофонный предусилитель - Часть входного аудио канала, усиливающая сигнал до уровня схемы. Микрофонные предусилители могут быть как отдельными устройствами, так и встроенными в микшер, ячейки канала, аудиоинтерфейс или устройство звукозаписи.

MIDI - Аббревиатура для "цифровой интерфейс музыкальных инструментов" (Musical Instrument Digital Interface). Протокол связи электронных инструментов и периферийного оборудования. Он передает каждый аспект музыкального выступления кроме аудио сигнала.

Канал MIDI - канал для отправки/получения MIDI сигналов. MIDI кабель может одновременно передавать 16 MIDI каналов.

Интерфейс MIDI - Программный интерфейс для отправки/получения MIDI сигналов.

MIDI порт - Особый 5-пиновый разъем для отправки/получения MIDI сигналов. Для функционирования требуется специальный MIDI кабель.

Звуковой MIDI модуль - Также известен тоновый генератор. См. звуковой модуль.

Микширование - Процесс использования микшера, программного или аппаратного, для настройки уровней и эквалайзера для музыкальной композиции или другого аудио.

Модуляция - Манипуляция аудио, в которой используется контрольный сигнал для построения частоты, амплитуды, формы и периода волны или уровня другого сигнала. Является основным принципом синтеза.

Монитор - То же, что и студийный монитор. Динамик, специально разработанный для высококачественного воспроизведения аудиоматериала для прослушивания во время записи. Существуют мониторы ближнего поля, с объемным звуком, активные и пассивные. Мониторы ближнего поля предназначены для использования на очень близком расстоянии до слушателя, чтобы минимизировать посторонние шумы. Системы мониторов с объемным звуком используют все те же динамики, что и обычные акустические системы 5.1. Активные мониторы обладают встроенными усилителями мощности и не нуждаются в дополнительных. Пассивные мониторы - это традиционные динамики, требующие внешнего усилителя мощности.

Многоканальное устройство записи - Звукозаписывающий прибор, который осуществляет одновременную запись на два и более канала. То же самое, что и мультитрек или мультитрекер. Процесс использования мультитрекера часто называется трекингом.

Шум - Нежелательный звук, появляющийся в аудио из-за работы оборудования или большого коэффициента усиления. Включает в себя гул, свист и интерференцию.

Шумоподавитель - Устройство, используемое для уменьшения или полного устранения шума.

Нормализация - Функция ЦОС-схемы, которая анализирует аудио сигнал, определяет секцию с наивысшей громкостью, приводит ее к уровню до изменения, а затем поднимает уровень громкости остального сигнала на рассчитанную величину, так что весь сигнал становится громче.

Наложение - Процесс записи нового аудио поверх, параллельно или в уже существующее аудио для совмещения двух композиций во что-то новое. Обычно включает воспроизведение уже существующего аудио для записи новых частей в нужных частях, но для компьютерной записи это не является необходимым.

Панель для разъемных соединений - Устройство со множеством разъемов (входов/выходов) для соединения друг с другом частей звукозаписывающего оборудования. Обычно они идут в виде стойки с различными типами разъемов.

PCI - Обозначает взаимосвязь периферийных компонентов (Peripheral Component Interface). Слоты расширения PCI на материнской плате позволяют осуществить высокоскоростное подключение устройств типа звуковых процессоров. Шина PCI бывает 32- или 64-битной и характеризуется скоростью передачи данных 132 Мб/сек и частотой 33МГц.

PCMCIA - Обозначает Международная ассоциация по разработке стандарта плат памяти персональных компьютеров (Personal Computer Memory Card International Association), организация, разработавшая стандарт для слотов расширения таких небольших устройств, как факсы, лэптопы и т.п. Карты PCMCIA, также известные как PCMCIA-card, размером приблизительно со стандартную кредитную карту. Обычно используются 32-битные шины для подключения аудио оборудования для ноутбуков и др.

Фантомное питание - Питание от источника постоянного напряжения, обычно в пределах от 12 до 48В, подаваемое на микрофонный вход XLR для мощных конденсаторных микрофонов. Часто у микшеров, предусилителей и аудиоинтерфейсов имеется встроенный источник фантомного питания, но довольно полезно иметь внешний источник.

Телефонный разъем - Также известен как разъем на 1/4 дюйма. Небалансное соединение для подключения коммутационных кабелей телефонного типа. Самое основное соединение для аудио.

Воспроизведение - Проигрывание записанного аудио для обнаружения неточностей, анализа звука, тональности; часто используется до и после сведения, редактирования, микширования или мастеринга.

Плагин - Программный модуль, динамически подключаемый к основной программе, предназначенный для расширения  её возможностей. Для аудио, этот термин обычно относится к программным эффект-процессорам и виртуальным инструментам.

Поп-фильтр - Устройство, используемое для защиты чувствительных микрофонов от резких звуков, обычно называемых "поп" или хлопок. Конструкция поп-фильтров делается прозрачной для звуков, чтобы не заглушать звуковые волны, идущие к микрофону. Обычно поп-фильтр представляет собой сетчатый круг, 15-20 см в диаметре, расположенный на расстоянии 2-20см от микрофона. Некоторые микрофоны обладают встроенным поп-фильтром.

Усилитель мощности - Устройство, усиливающее мощность аудио сигнала путем повышения уровня мощности входного сигнала до заданной величины на выходе. В процессах звукозаписи, УМ используются для повышения мощности выходного сигнала звукозаписывающего устройства или микшера для мониторинга.

Стабилизатор - Устройство, включающееся между источником питания и приборами, обеспечивающее защиту от скачков напряжения в сети. Обычно стабилизаторы также служат в качестве шумовых фильтров для электрических сигналов.

RCA - Более правильное название телефонного разъема, данный тип подключения был разработан и популяризирован корпорацией RCA для использования в собственном оборудовании. Чаще всего используется в стереопарах.

Канал записи - Также называется канальной ячейкой. Устройство спроектировано работать как отдельный канал, в отличие от традиционного пульта. Канал записи обычно включает предусилитель, компрессор и эквалайзер. В большинстве дополнительно имеются входы/выходы, регуляторы и контроллеры уровней.

Реверберация - Серия многократно отраженных звуков, обогащающая исходный звук. В природе эффект реверберации возникает в пространстве, ограниченном твердыми объектами. Устройства, разработанные для создания данного эффекта, называются ревербераторами.

S/PDIF - Аббревиатура для интерфейса формата передачи цифровых сигналов (Sony Philips Digital Interface Format), разработанного компаниями Sony и Philips. Интерфейс формата передачи цифрового аудио, использующий оптические или коаксиальные линии передач. S/PDIF разработан на основе стандарта AES/EBU.

Частота дискретизации - Количество измерений уровня аудио сигнала в секунду при аналого-цифровом преобразовании. Измеряется в кГц, возможные величины: 144.1кГц, 48кГц, 88кГц, 96кГц и т.д.

SCSI - Аббревиатура для Интерфейса малых вычислительных систем (Small Computer Systems Interface). Стандарт, используемый для подключения широкого круга периферийных устройств, обычно жестких дисков. Жесткие диски на шине SCSI работают гораздо быстрее дисков на IDE (скорость достигает 10000 оборотов в минуту), однако они дороже и более сложны в установке и эксплуатации. Стандарты USB и FireWire заменили стандарт SCSI для подключения внешних устройств.

Посыл - Выход микшера, управляемый контроллером канала. Сигнал перенаправляется на выход, указываемый посылом. Посылы могут быть использованы для перенаправления аудио сигналов на внешние звуковые процессоры и обычно включают в себя вход возврата для возможности возвращения сигнала в микшер.

Секвенсор - Устройство или программный модуль, который записывает и воспроизводит MIDI данные. Большинство секвенсоров позволяют редактировать данные и направлять сигнал на звуковой модуль или устройство хранения информации. Неправильно называть секвенсором программный модуль-мультитрекер с функциями обработки MIDI.

Звуковой процессор - Общин термин для устройств типа: компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, микрофонные предусилители, шумоподавители, ревербераторы, хорусы, дилэи, модуляторы, фильтры и энхансеры/эксайтеры. Данные устройства предназначены для обработки аудио для достижения необходимого эффекта.

Синхронная запись - Способность мультитрекера записывать более одной дорожки одновременно. Обычно выражается количественным параметром (двух, четырехканальная запись).

Программный эффект - Попросту программная версия аппаратного эффекта. См. эффект-процессор.

Звуковой модуль - Устройство, которое применяет эффекты, фильтры и т.д. к MIDI данным для последующего воспроизведения. Звуковые модули нельзя использовать без подключенных MIDI-контроллеров, секвенсора или сходного устройства.

Звуковая карта - PCI или PCMCIA аудиоинтерфейс  для ПК, позволяет импортировать/экспортировать аудио. На рынке представлены звуковые карты с различными стандартами подключения и функциями, включающими панель для разрывных соединений и ЦОС-процессор.

Многоканальное устройство записи - Мультитрекер, обладающий всеми необходимыми модулями: входы/выходы, секция звукозаписи, модули эффектов, секция мастеринга и CD-привод. Самостоятельный аппаратный блок.

Стерео - Два канала аудио, обычно разделяются на правый и левый.

Устройство хранения информации - Термин, объединяющий устройства типа: жесткие диски, пленки, флеш-память, CD, DVD и внешние жесткие диски, т.е. энергонезависимые хранилища.

Студийная пена - звукоизолирующий материал, то же, что и акустическая пена. Пена используется в студиях или других помещениях для изменения естественной акустики помещения с целью облегчить процесс записи. Также она может быть использована для уменьшения уровня шума.

Объемный звук - Многоканальная аудио система, создающая 3D эффект звукового сопровождения. Технология разработана компанией Dolby Labs, обычно включает 5.1 каналов, т.е. центральный канал, правый/левый фронтальные каналы, правый/левый задние каналы и сабвуфер. Вторая конфигурация, 7.1 включает дополнительные набор динамиков для усиления эффекта "погружения".

КНИ (THD) - Коэффициент нелинейных искажений (Total Harmonic Distortion). Почти все устройства искажают проходящий через них звук в той или иной степени. Величина этого искажения обычно измеряется в десятичных долях процента к уровню исходного сигнала, например <0.03%. Чем меньше коэффициент, тем прозрачнее устройство и чище выходной звук.

Звуковой генератор - См. звуковой модуль.

Дорожка (Трек) - Термин, имеющий три основных определения. Может быть использован для описания завершенной аудио записи или канала этой записи. Трекинг может обозначать процесс записи аудио. Точное определение выясняется исходя из контекста.

Количество дорожек - Обычно так называется количество одновременно записываемых мультитрекером аудио каналов, без их смешения.

Воспроизведение дорожки – Воспроизведение одновременно всех дорожек аудио.

Трекинг - Популярное обозначение процесса записи аудио.

TRS — Аббревиатура для "Кончик, Кольцо, Гильза" (Tip, Ring, Sleeve). TRS  - это балансный разъем, использующий телефонный тип подключения с тремя проводниками(Кончик, Кольцо, Гильза), а не двумя (Кончик и Гильза).

Небалансное соединение - Схема, в которой средний провод - "земля", а два других - нет. Небалансная схема более восприимчива к шуму, чем балансная. Бороться с шумом можно, уменьшая длину шнуров насколько возможно.

USB - Аббревиатура для "Универсальная последовательная шина" (Universal Serial Bus). Протокол передачи данных между цифровыми устройствами по стандартным соединениям. USB можно использовать для подключения периферийных аудио устройств к компьютеру. USB работает по принципу plug-and-play, т.е. для корректной работы необходим лишь порт и драйвер для программы. По USB можно передавать MIDI или аудио данные, однако величина задержки может оказаться существенной. Устройства с USB выходом стабильно работают в режиме 1  вход-1 выход.

USB 2.0 - Более быстрая версия USB.

Виртуальный инструмент - Программный модуль, эмулирующий поведение и звучание какого-либо музыкального инструмента  посредством использования секвенсинга, синтеза и дискретизации.

Виртуальные дорожки - Применительно к цифровому многоканальному устройству звукозаписи, так называются дорожки, временно исключенные из проекта.

Word clock - Стандарт для синхронизации аудио данных. Устройство регулирует по времени передачу данных между двумя аудио модулями. Как и другие данные, цифровое аудио измеряется в битах, которые в свою очередь группируются в слова.

XLR - Балансный трехконтактный разъем, обычно используемый для микрофонных и линейных сигналов. Каждый контакт представляет собой отдельный канал, но 1 контакт - всегда "земля". Данный тип разъемы был разработан компанией Cannon  и иногда называется проводником Cannon.

Подписка на новости

ICQ 573372005
Skype Всегда на связи!
YouTube Наши трансляции
RSS Будь в курсе событий!