Мужское и женское
Композиторство - чисто мужское занятие. Мужчины мыслят глобально, а женщины живут эмоциями, сегодняшней болью.
(Тамара Гвердцители)
Данная статья есть всего лишь размышление на тему женского и мужского в музыкальных профессиях, подкрепленное опытом, разговорами с коллегами и высказываниями выдающихся музыкантов. Она не является единственным и окончательным мнением.
Все мы любим женщин, когда они готовят, моют пол и производят на свет желанного наследника. Все мы любим женщин, когда они входят в горящую избу и закрывают собой лопнувшую трубу, чтобы не залило соседей. Единственное, когда мы их не любим, - это когда они сидят у нас в приемной, ожидая собеседования на работу. Особенно в сфере музыки. Так за что же мы их не любим?
Древняя женщина сидела в пещере и следила за детьми, одновременно готовила и присматривала за стариками. Еще с тех пор она обладает широким кругозором и способностью заниматься несколькими делами в одно и тоже время. Но благодаря этому женщина не может долго сосредотачиваться на своем деле, а значит, любой мужчина, методично и скурпулезно занимающийся только своей работой, не обращая внимания, что происходит вокруг, будет предпочтительней.
Женщины гордятся тем, что они более чувствительные натуры, нежели черствые мужчины. Однако, и в работе прескрасный пол слишком зависит от чувств. Так кто окажется милее работодателю – толстокожий мужчина, игнорирующий все, кроме себя, или хрупкая дама, рыдающая от каждого замечания и не переворачивающая страницы, потому что она обиделась или переживает, что сломала каблук и теперь плохо выглядит?
Мужчины представляют себе чувства более абстрактно, в связи с чем их игра более обобщенна, и никогда не услышите вы от них в трио Брамса о том, что сегодня им не позвонила любимая. Женщины же часто играют в музыке себя, «вкладывают душу», по собственному их выражению. Мужчины же для этого придумали свое выражение: «женская игра». На первый взгляд особенно оскорбительно не выглядит, но они вкладывают в это понятие и мокрую подушку, и губки бантиком, и батистовый платочек, словом, все многообразие женской чувствительности и жеманства. В итоге, самым большим комплиментом в музыке является «мужская игра», первенство которой признают даже сами женщины.
Женщины амбициозны. Их амбиции подогреваются тем, что век за веком женщин притесняли. И теперь они решительно настроены отвоевать свои права. В связи с чем постоянно пытаются доказать свое превосходство, часто мнимое. Обстановка в женском музыкальном коллективе, где каждое замечание делается с удвоенной энергией, становится очень нервной.
И наконец, женщины любят привекать внимание. А мужчины могут быть внимательными только к чему-то одному. Поэтому работодатели проявляют заботу о своих подчиненных мужчинах.
С другой стороны, 1 сентября 2010 года произошло беспрецендентное событие: в Венской Опере, сломав более, чем многолетние традиции этого коллектива, взошла на пост концертмейстера оркестра Женщина. Так, может, женщины меняются?
Екатерина Назарова